Ксения Михайлова (Богословская) ([info]xenia_mikhailov) wrote,
@ 2008-08-16 00:42:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:душеполезное, кино, личное

О последней войне и о враге номер раз.


Вы будете смеяться, достопочтенные дамы и господа, но этот фильм я посмотрела только сегодня.
Просто каждая, видно, вещь уместна на своем месте и всякому овощу свой сезон.
И лучшего времени для "Великой иллюзии" найти было невозможно, хотя программа Синематеки составлялась месяца полтора назад и явно не принимала во внимание расписание войн на ближайший квартал. И все-таки совпадение произошло - и оказалось очень сильным.

Настолько сильным, что я решила поговорить с вами о войне и о мире в третьем часу глухой иерусалимской субботней ночи.


"La Grande Illusion" (1937) с Жаном Габеном казался мне еще одним довоенным фильмом, который я хотела посмотреть субботним вечером после тяжелого приемного дня и написания статьи.

Половина фильма прошла именно в этом духе - ах, какая стильная форма у сиделки, какой забавный Габен, какое все бутафорское, какие старые подходы и приемы, как все мило и привычно!

Только вот в какой-то момент начало поверх всего этого тянуть таким тоненьким пронзительным музилевским сквознячком - помните, сквознячок у него из дыры в стене, которую все пытаются загородить ширмами? Помните эту дыру в ничто?

Фильм, в отличие от большинства фильмов на этой планете, был снят не после того как.
Он был снят до того.
Более того: всего за два года до того как.
И вот из этой-то дыры и поддувает на зрителя влажный тонкий ветерок, пованивающий немного землей, немного гарью, а немного - газом. Не тем газом, который у вас на кухне. Тем газом, который.

В какой-то момент я вдруг начала ловить себя на том, что смотрю не на героев, а на актеров, заглядываю каждому из них в глаза: а этот? что стало с этим? а тот? выжил? накрыло бомбежкой? угнали в лагеря? погиб в газовой камере? бежал в Америку? сколько ему еще осталось? как он прожил эти два года? успел ли он что-то самое главное? что было потом?

И - как это ни дико - по приходе домой я посмотрела в сети материалы о том, что было с ними потом, и прежде всего увидела, что девочка, снятая в фильме, не дожила даже до премьеры, умерла от гриппа.
Дико?
А разве тогда умирали от гриппа?
Разве поколение, сожженное в печах, имело право на вот такую человеческую смерть?

Это один из лучших пацифистских фильмов, которые я смотрела в своей жизни, но должна отметить, что дело не только в трогательном объяснении Габена с немецкой коровой - мы, мол, из разных краев, но найдем общий язык - и даже не в сюжете про немецкого и французского офицеров, сумевших уважать друг друга в совершенно рыцарских традициях.

Дело в том, что это наивное и трогательное кино было оплачено по высшей таксе: Геббельс сделал все, чтобы немедленно после вторжения во Францию фильм был захвачен и уничтожен, он назвал Жана Ренуара, режиссера, врагом номер один в кинематографическом мире. И это неудивительно. Разговоры с коровой, достопочтенные дамы и господа, к хорошему не приводят, они в принципе подрывают любую идеологию, а уж тем более, если эта корова идеологически невыдержанная и принадлежит не к той породе - осетинская, например... то бишь, немецкая, пардон.
Нет, не снести такого рейху.
От такой коровы рейх трещит по швам.
И эта корова рейху - враг номер раз.

Отчего я пишу об этом?
Много лет назад, во времена второй интифады, я наконец вытащила своего хорошего друга на концерт персидской музыки в Музее Ислама. Где-то посередине концерта я услышала какой-то звуковой всплеск, минут через пять он наклонился к мобильному телефону, потом вежливо извинился и стал пробираться к выходу.
Он был оператором новостей.

Потом, уже ночью, когда следы теракта давно убрали, вымыли кровь и унесли куски тел, он сидел у меня на кухне, пил не помню что и говорил: "Ты понимаешь, меня тошнит уже не от трупов. Меня тошнит от того, что я их видел столько, что перестал на них реагировать".

- Что же делать, Халиль, - спросила я, - Что я-то могу сделать? Потому что не делать ничего невозможно.
- דברי שלום, - сказал он.

И как это перевести?
Говори о мире?
Нет, это не так - это "говори мир". Винительный падеж.
Вяжи шаль. Вари суп. Говори мир.
Говори его, чтобы он был.
Создавай его речью.
Я говорю.
И надеюсь, что буду его говорить, пока живу.

Помните "Жертвоприношение"?
Даже если вы просто наливаете стакан воды и выливаете его в раковину ради чего-то, то Там Кто-то может понять, что вы готовы спасти мир.
А дальше, правда, может прийти своего рода хромота или вообще расплата тем-чего-дома-не-знаешь.
Но это ведь уже совсем другая история, правда?
Это история про оплату счетов.

И этот странный фильм, этот редкий фильм, в котором отпечаталось не столько прошлое, сколько будущее - этот фильм тоже говорит мир. Не напрасно его создатель был для Геббельса врагом номер раз.

- Мы должны закончить эту войну, чтобы она стала последней, - говорит один из героев.
- Что за иллюзия... - отвечает второй.

И я подумала: а что если и впрямь придет последняя война?
И наши дневники с пронзительными словами, написанными ради мира, так и останутся болтаться в сети, пока не закончится электричество, и некому их будет прочесть?
И ангелы, глядя на них, будут так же всматриваться в слова и фотографии журналов, как я сегодня - в лица актеров: это было за два года, за день, за час...

Нет ничего страшнее такого будущего.

Говорите мир.
Чтобы он был.
Создавайте его речью.



(Post a new comment)

Говорите мир. Чтобы он был.
[info]gornyj
2008-08-15 11:22 pm UTC (link)
Как хорошо вы написали...

Перепостить можно?

P.S. спасибо за возможность скачать этот диск
Хор Рустави. Грузинские духовные песнопения

(Reply to this)(Thread)

Re: Говорите мир. Чтобы он был.
[info]xenia_mikhailov
2008-08-15 11:23 pm UTC (link)
Спасибо.
Конечно, можно.

Вы и кино тоже посмотрите, если не видели.
Очень сильное кино.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

Re: Говорите мир. Чтобы он был. - [info]gornyj, 2008-08-15 11:32 pm UTC (Expand)
Re: Говорите мир. Чтобы он был. - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-15 11:58 pm UTC (Expand)
Дабри шалом
[info]duns37
2008-08-15 11:43 pm UTC (link)
Разговоры с коровой, достопочтенные дамы и господа, к хорошему не приводят, они в принципе подрывают любую идеологию, а уж тем более, если эта корова идеологически невыдержанная и принадлежит не к той породе...

Прелестно! А вот, что делала я в третьем часу глухой киевской ночи http://duns37.livejournal.com/253560.html#cutid1

(Reply to this)(Thread)

Re: Дабри шалом
[info]xenia_mikhailov
2008-08-15 11:58 pm UTC (link)
Весьма достойное занятие :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

Re: Дабри шалом - [info]duns37, 2008-08-16 12:04 am UTC (Expand)
Re: Дабри шалом - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:09 am UTC (Expand)
Спасибо за предложенную возможность - [info]duns37, 2008-08-16 10:29 am UTC (Expand)
Re: Спасибо за предложенную возможность - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:34 am UTC (Expand)
Вдогонку - [info]duns37, 2008-08-16 12:07 am UTC (Expand)
Re: Вдогонку - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:09 am UTC (Expand)

[info]levchin
2008-08-16 12:31 am UTC (link)
Благодарю. Не могу не дать ссылку у себя, знаете.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:10 am UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)(Parent)


[info]squirella
2008-08-16 12:37 am UTC (link)
спасибо

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:10 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]eternity_scout
2008-08-16 03:16 am UTC (link)
Сочувствую. Как у вас крыша не поехала все время думать о таком. Понятно, почему в регионе мира нету. Вопрос - что сделать чтобы был.

Это эмоции, а по факту - мне кажется, или вас это очень лично задевает? Так, что говорить можете только штампами?

Этот вопрос я бы случайному человеку не задал, какой с него спрос. Но вы говорите, что целитель, и даже возможно что и целитель душ.

Какие мысли о будущем региона? Чего хотите лично вы? Ведь озвучили "говори мир".
Я не про политику и дробление, как они есть. Я может быть про метаполитику, каковой она должна быть. Как регион может жить в мире и открытости?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:13 am UTC (link)
Извините. Мне очень жаль, что Вы находите мой слог штампованным, но я, право же, не настаиваю, чтобы Вы читали.

Ни на какое целительство я никогда не претендовала и к слову этому отношусь с крайней подозрительностью.

Регион и метаполитика меня абсолютно не интересует - я не так давно как раз писала, что о политике не думаю вообще.

(Reply to this)(Parent)

извините за вмешательство
[info]duns37
2008-08-16 10:19 am UTC (link)
На мой взгляд самая верхняя метаполитика в том, чтобы лично самому любить и говорить мир, т.е. своей личной персоной уменьшать в мире вражду.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

Re: извините за вмешательство - [info]eternity_scout, 2008-08-16 04:16 pm UTC (Expand)
Re: извините за вмешательство - [info]duns37, 2008-08-16 08:20 pm UTC (Expand)

[info]sergey_litvinov
2008-08-16 05:22 am UTC (link)
спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:14 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]sabinulya
2008-08-16 05:40 am UTC (link)
Очень близко...
Я тоже так смотрю старые фильмы...
Тяжело все это:(

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:15 am UTC (link)
Вот потому-то я и ищу выход.
Все мы ищем какой-то выход в подобных ситуациях. Может статься, что мой вариант выхода кому-то пригодится.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]sabinulya, 2008-08-16 10:19 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:35 am UTC (Expand)

[info]kulle
2008-08-16 06:58 am UTC (link)
Спасибо ;-)

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:15 am UTC (link)
;)

(Reply to this)(Parent)


[info]kanga_e_roo
2008-08-16 09:14 am UTC (link)
Спасибо!
Тот самый смысл, что я пыталась найти в последние дни.

"Говорите мир" - аж мурашки по спине...

Можно перепостить?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:16 am UTC (link)
Я рада :) Я так и думала, что кому-то это, может быть, что-то скажет.
Постите, конечно.

Edited at 2008-08-16 10:16 am UTC

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]kanga_e_roo, 2008-08-16 10:30 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:36 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]kanga_e_roo, 2008-08-16 10:50 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:54 am UTC (Expand)

[info]tevzir
2008-08-16 09:49 am UTC (link)
Как всегда, спасибо огромное! Перечла комментарии и поняла, что мурашки и холод по коже не у меня одной!
Фильм хочу посмотреть. Обязательно посмотрю.
У себя в ЖЖ можно ссылку дам?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:17 am UTC (link)
Посмотрите, он очень славный.
Да, конечно :)

(Reply to this)(Parent)


[info]alena_w1
2008-08-16 09:54 am UTC (link)
Спасибо, очень хороший пост, спасибо. И простите, что возражу. То, чего дома не знаешь берет во всех сказках - черт. Нет никаких расплат за доброе, правда, и чем-то вкусным за доброе оплаты не полагается, но это уже другая история.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:18 am UTC (link)
Благодарю Вас!

Не могу согласиться с Вами :) И Иаков заплатил, и каждый из нас, по моему скромному разумению, всегда платит за шанс что-то сделать.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]alena_w1, 2008-08-16 10:21 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-08-16 10:37 am UTC (Expand)

[info]o_huallachain
2008-08-16 10:15 am UTC (link)
Да. Удивительный это фильм.
Спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-16 10:18 am UTC (link)
Очень славный и добрый, да.

(Reply to this)(Parent)

(Reply from suspended user)

[info]dr_eburg
2008-08-17 03:38 am UTC (link)
Войны были, есть и будут. Так было создано, так есть сейчас, так будет после нас. С тех пор, как Каин зарезал Авеля, ничего принципиально нового не случилось.

Если уж Вы затеяли искоренить все войны, сделайте так, чтобы у каждой свиньи отрасла пара белых пушистых крыл. Ну-у, чисто чтобы два раза не подыматься.

(Reply to this)


[info]awful_eliza
2008-08-17 05:41 am UTC (link)
К сожалению,пока есть человек,будет глупость,жадность,зависть и гордость-главные катализаторы любой войны.Люди от формации к формации суть не меняются.Увы.Помните как Воланд говорил?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-17 06:39 am UTC (link)
В этом я не сомневаюсь. И менять никого не собиралась.
Но речь тут идет все-таки не совсем об этом.

(Reply to this)(Parent)


[info]tilina
2008-08-18 01:34 pm UTC (link)
очень хорошие и важные слова. спасибо

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-18 01:39 pm UTC (link)
Спасибо и Вам - за понимание :)

(Reply to this)(Parent)


[info]deidre_l
2008-08-18 04:00 pm UTC (link)
Мы попробуем, Ксюш. Спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-18 09:57 pm UTC (link)
Спасибо и Вам!
Все вместе мы многое можем, я в это очень верю.

(Reply to this)(Parent)


[info]il_pipistrella
2008-08-22 02:20 pm UTC (link)
спасибо!
можно дать на Вас ссылку?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-22 05:54 pm UTC (link)
Да, конечно :)

(Reply to this)(Parent)


[info]petrark
2008-08-28 07:09 am UTC (link)
Да, я тоже видел этот фильм совсем недавно - недели на три раньше Вас :-)
Буду стараться, спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-28 09:50 am UTC (link)
И Вам спасибо, милый друг!

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…