Ксения Михайлова (Богословская) ([info]xenia_mikhailov) wrote,
@ 2008-08-08 12:46:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:душеполезное

...и о войне.
Страшен эгоизм частных людей, но эгоисты частной жизни не вооружены, не считают хорошим ни готовить, ни употреблять оружие против своих соперников; эгоизм частных людей находится под контролем и государственной власти и общественного мнения. Частного человека, который с оружием в руках отнимет у соседа корову или десятину посева, сейчас же возьмут полицейские и посадят в тюрьму. Кроме того, такого человека осудит общественное мнение, его назовут вором и грабителем. Совсем иное с государствами: все они вооружены, власти над ними нет никакой, кроме комических попыток поймать птицу, посыпав ей соли на хвост, попыток учреждения международных конгрессов, которые, очевидно, никогда не будут приняты могущественными (для того-то и вооруженными, чтобы не слушаться никого) государствами, и главное то, что общественное мнение, которое карает всякое насилие частного человека, восхваляет, возводит в добродетель патриотизма всякое присвоение чужого для увеличения могущества своего отечества.


Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. - Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный - патриотизм покоренных, угнетенных народов - армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия.

Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему.

Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет. Говорить, что если патриотизм был благодетелен, соединяя людей в государства, как это было во времена его расцвета в Греции и Риме, то от этого патриотизм и теперь, после 1800 лет христианской жизни, так же благодетелен, все равно, что говорить, что так как пахота была полезна и благодетельна для поля перед посевом, то она так же будет благодетельна теперь, когда посев уже взошел.

Ведь хорошо бы было удерживать патриотизм в память той пользы, которую он когда-то принес людям, как хранят и удерживают люди старинные памятники храмов, гробниц и т.п. Но храмы стоят, не принося людям никакого вреда, патриотизм же не переставая производит неисчислимые бедствия.

<...>
Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово "космополитизм" бесповоротно опровергало все мои доводы.

Люди серьезные, старые, умные, добрые и, главное, стоящие как город на верху горы, люди, которые своим примером невольно руководят массами, делают вид, что законность и благодетельность патриотизма до такой степени очевидна и несомненна, что не стоит отвечать на легкомысленные и безумные нападки на это священное чувство, и большинство людей, с детства обманутое и зараженное патриотизмом, принимает это высокомерное молчание за самый убедительный довод и продолжает коснеть в своем невежестве.

<...>
Должнo воспитывать молодые поколения так, чтобы, как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть все, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому - так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось [глупым] восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах. Но надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока.

Л.Н. Толстой. Патриотизм или мир?


К несчастью, за последние сто с небольшим лет человечество изменилось совсем не в ту сторону, которой ожидал классик - оно не отказалось от патриотизма, а... начало говорить, что эгоизм может быть хороший.

Что ж, отмеченная им логическая ошибка устранена. Теперь все логично.



(Post a new comment)


[info]petrark
2008-08-08 09:59 am UTC (link)
Спасибо. Не знал, что он это написал.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 10:01 am UTC (link)
(мрачно)
Весьма актуальный текст.

(Reply to this)(Parent)


[info]zetot
2008-08-08 10:17 am UTC (link)
Представляете, угадал автора по первому отрывку.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 11:59 am UTC (link)
Его сложно не угадать, он такой, да :)

(Reply to this)(Parent)


[info]duns37
2008-08-08 10:35 am UTC (link)
Весьма.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 12:00 pm UTC (link)
Подозревала, что Вам это может оказаться близко :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]duns37
2008-08-08 12:44 pm UTC (link)
О, да!
Сама на таком тесте замешана. Ментально, так сказать. Плюс к тому - был такой период, когда в Самиздате ходил Толстой, и народ массово его проходил.
Скажу по секрету (всему свету) - сегодня полночи смотрела фильмы Сокурова и Говорухина о Ал.Исаевиче. И вот скажу вам - а ведь та же фигура!!! Ей-богу!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]duns37
2008-08-08 01:09 pm UTC (link)
Толстой издавался в очень гладком виде. Его христианские поиски, типа, "В чем моя вера", его дневники, насколько я помню, так и остались в дореволюционном виде. Это-то и читалось.
По поводу учительства.
Я бы, пожалуй, в первую голову говорила о строе мысли. То есть вот это "во всем мне хочется дойти до самой сути", "жить не по лжи", поиски простейших причин существования. Создание простых, как бы неотесанных моделей, которые работают и объясняют (чистая теор.физика). Следование этим моделям неуклонное. Я так мыслю - я так существую ну и т.д.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 01:18 pm UTC (link)
А, ну это не самиздат, это другой жанр.
Мне было проще: у меня была дома такая библиотека, что я с ятями научилась читать тогда же, когда без ятей ;)

Да-да, очень с Вами согласна, много общего.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Точности ради
[info]duns37
2008-08-08 01:40 pm UTC (link)
Я неслучайно говорю о самиздате, ибо это были те же круги, те же люди. Так сказать, развитие темы. Сажать за Толстого, по-моему, не сажали, а вот за Бердника, например, вполне.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Точности ради
[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 01:50 pm UTC (link)
А я просто вообще не знала, что это запрещено :)
Ну, просто брала с полки и читала.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Точности ради
[info]duns37
2008-08-08 01:57 pm UTC (link)
Ну да, к Вам книги несколько иначе попадали:-)
До сих пор помню, как в лесу, в палатке ночь напролет читали "Иуду Искариота" Андреева.
Кстати, сколько по тем лесам самиздата было закопано!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Точности ради
[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 02:01 pm UTC (link)
Завидую.

Мне просто боялись предлагать Самиздат - я могла встать на уроке и спросить учительницу, почему в такой-то книжке написано прямо противоположное тому, что она говорит. У меня и сейчас тормозов немного, а тогда их не было вообще...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Точности ради
[info]duns37
2008-08-08 02:17 pm UTC (link)
Да.
У меня в школе, хоть и несколько пораньше, были проблемы такого рода (с вопросами и ответами). Но обошлось, все же. Хотя опыт, как вы говорите, был душеполезен, хотя приобретение его несколько раняще.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Точности ради
[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 03:23 pm UTC (link)
Опыт бесстрашия всегда душеполезен :)

(Reply to this)(Parent)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 01:01 pm UTC (link)
В Самиздате? А почему в Самиздате? Эти статьи разве не были изданы?

Да, и я тоже о Солженицыне думала, когда помещала этот текст :)
У них очень похожа эта склонность учительствовать, уверенность в своей правоте.

(Reply to this)(Parent)


[info]tevzir
2008-08-08 10:56 am UTC (link)
...спасибо...

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 12:00 pm UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]kavita_piter
2008-08-08 11:29 am UTC (link)
Мда, звучит актуально и современно...
человечество дегардирует, несмотря на внешнюю иллюзию прогресса

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 12:01 pm UTC (link)
А мы обманываемся, думая, что либеральные ценности играют хоть какую-то роль в сознании современного человека.

(Reply to this)(Parent)


[info]inphuzoria
2008-08-08 01:48 pm UTC (link)
Очень своевременная книга.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-08 01:50 pm UTC (link)
К сожалению.

(Reply to this)(Parent)


[info]iva5670
2008-08-11 05:08 pm UTC (link)
офф: Если вы не знаете,открыто сообщество о владыке Антонии Сурожском - http://community.livejournal.com/vladyka_anthony

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-12 08:33 am UTC (link)
Да, я видела, спасибо.

(Reply to this)(Parent)


[info]nizgoraev
2008-08-12 03:35 am UTC (link)
Спасибо, подскажите, пожалуйста, где и когда это было опубликовано? Были ли переиздания?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-08-12 08:34 am UTC (link)
Увы, у меня под рукой нет толстовской библиографии. Думаю, в сети Вы легко найдете.

(Reply to this)(Parent)

Эгоизм...
[info]mml_2001
2008-08-13 07:12 am UTC (link)
Что есть эгоизм? Видимо, это желание получать для себя, в ущерб другим. Но мы ведь, буквально, созданы из этого желания. Как человек может отказаться получать, ради того чтобы отдать другим?
Сам, имхо, не сможет. Только с помощью группы единомышленников, объединенных в борьбе против эгоизма.

Кстати, совсем недавно наткнулся на статью по этой теме, копирую из history.
"Эгоизм растет? - Радуйтесь!" http://www.laitman.ru/questions-answers/1671.html

(Reply to this)(Thread)

Re: Эгоизм...
[info]xenia_mikhailov
2008-08-14 01:31 pm UTC (link)
Спасибо, но боюсь, что Лайтман - это не для меня :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Эгоизм...
[info]mml_2001
2008-08-15 01:42 am UTC (link)
Ну, дык, каждому свое. ;-)

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…