Ксения Михайлова (Богословская) ([info]xenia_mikhailov) wrote,
@ 2008-07-03 02:25:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:душеполезное, личное

Гуд бай, Америка! или О силе молитвы. Специально для [info]alpaca.


Много лет назад я обнаружила странную и сильную особенность попсы: она настолько пуста, что способна вместить воспоминание. Вместить почти с тою же силою, что и запах. Больше она ни на что не годна, но само по себе это свойство настолько важно для человека, что оно одно способно прокормить целую промышленность.

Дело происходит в Риге, году примерно в 1991. Осень - как тогда говорили - евреи улетели.
Вашей покорнейшей 21 год. Она занимается историей русской литературы ХХ в. и уже имеет печатные работы. Кроме того, у нее уже много лет долго и мучительно умирает отец от рака мозга. Ее тогдашний друг исхлопотал ей командировку в Ригу за счет журнала "Театр", чтобы она хоть немного отдохнула и написала статью.

Попробуйте вспомнить атмосферу конца света, которая царила тогда в бывшем СССР, если вы застали его, или просто вообразить ее.
Мир рушился, и наступал конец времен. Это было понятно всем и ощутимо для всех.


Не вспомню уже, в какой момент в мой номер на двоих подселили Наиру Папикян, начинающую певицу, тогдашнюю студентку Ереванской консерватории; помню только, что через несколько лет я слышала о ней по радио как о восходящей звезде армянского вокала. Жива ли она теперь, поет ли? Бог весть.

Вместе с Наирой в номере появились толпы гостей, проходной двор, состоявший из ереванских консерваторских студентов, которые беспрестанно приходили, уходили, играли, ели, пели и разговаривали, ведя себя неизменно очень воспитанно и мило. Ваша покорнейшая, которая была в Риге изрядно одинока, вдруг ощутила себя в родственной восточной среде, расцвела и радовалась жизни.

Из гостиничного ресторана непрестанно неслось "Гуд бай, Америка!" - днем и ночью - и ах, как многое происходило ночью, когда можно было уже наконец беспрепятственно разговаривать вволю.

Вы правильно поняли меня, дамы и господа. Ну конечно, там был прекрасный юноша, талантливый музыкант, к своим 20 с небольшим годам игравший на множестве инструментов, очаровательный и теплый человек, сын армянского священника, ангел с огромными прекрасными глазами... Само собой понятно, помолвленный с такой же прекрасной девушкой и даже трогательно сохранявший девственность до свадьбы, о чем он рассказывал всем и каждому. Юношу звали Нерсес, и ваша покорнейшая, как вы и сами догадались, просто не могла не влюбиться.

А что вы хотите? Осень, евреи улетели. Опять же, конец света. И, само собой понятно, юноша не мог не влюбиться в ответ - он целовал вашей покорнейшей руки, разговаривал с нею целыми ночами и обещал ей "У тебя первенец будет сын". Все было очень чисто и честно, очень по-юношески пронзительно, и из ресторана неслось непобедимое "Гуд бай, Америка!". Через несколько дней Нерсес должен был выехать в Нагорный Карабах, давать концерт армянским боевикам, воевавшим там.

А потом настал день, когда всем им пришлось уехать, и ваша покорнейшая проводила их в аэропорт, увидела последнюю выкуренную Нерсесом сигарету, ощутила последний поцелуй на своей руке, а потом осталась на вокзале и вдруг услышала за спиной голос девочки: "Ну, все!". Обернулась - а девочки-то никакой за спиной и не было.
Переутомление, бессонные ночи.

После нескольких писем, понятное дело, переписка заглохла, да и ваша покорнейшая. несмотря на крайнюю молодость, все-таки не настолько была глупа и понимала, что женится человек и что нечего в его жизнь влезать. Повздыхала-повздыхала и перестала ждать писем. А время, между тем, шло.

Через пару месяцев глубокой ночью вдруг раздался звонок. "Ты помнишь меня, - сказал голос, - Я друг Нерсеса, Гнел", - и у вашей покорнейшей вдруг прыгнуло сердце. "Помнишь, он поехал в Карабах? Знаешь... ты только не волнуйся... в общем... убили его. Шальная пуля".

Через полтора часа Марина, моя медицинская подруга, приехала за мной. Я со страшной скоростью ходила из угла в угол и безостановочно говорила. Пульс был стабильно 150. Нет, я была в сознании, я не несла околесицы, просто у меня был кризис непонимания. Я не могла больше жить в мире, где накануне свадьбы убивают женихов, сохраняющих девственность для невесты, где убивают музыкантов, где просто убивают детей. В этом мире жить было нельзя. До семи часов утра на меня не действовали никакие транквилизаторы пополам со спиртом, которыми меня накачивали мои медицинские друзья (знающие поймут, насколько это гремучая смесь), в семь я спросила: "Сколько?", услышала "Семь" и тут же уснула, но по пробуждении немедленно принялась за прежнее.

И это продолжалось месяц. Ровно месяц.

Я не могла понять, как можно жить дальше. Это не было горем, не было сочувствием погибшему человеку - не до жиру мне было - это было непониманием и неспособностью жить в таком мире. Весь месяц я занималась только одним: истошно взывала о том, чтобы любой ценой, ценой любого позора и горя меня избавили от этого, чтобы все это как угодно оказалось не бывшим. Взывала, билась головой о стены и теряла рассудок. Даже не потому, что убитый юноша был мне очень дорог - нет, больше того. Просто в таком мире нельзя было больше жить.

И знаете что? Вы будете смеяться.
Бог услышал мои молитвы.

Ровно через месяц ночью раздался звонок, говорил снова Гнел. "Ты знаешь, - сказал он с явной неловкостью в голосе, - Я тебя разыграл. Я хотел понять, насколько Нерсес для тебя важен".
Ваша покорнейшая сначала глубоко вздохнула. Потом засмеялась. Потом произнесла длинную фразу, состоявшую из крайне малоцензурных слов, адресованных говорившему.
Мир восстановился.
И, доложу я вам, он так с тех пор и функционирует исправно.

Нет, дорогие мои друзья, никакая логика никогда не убедит меня, что меня разыгрывали изначально и что розыгрыш раскрылся бы даже в том случае, если бы я не выла, не бросалась бы на стены и не предлагала бы свою жизнь взамен - лишь бы только выкупить обратно осмысленность мироздания. Нет, это слишком глубоко укоренилось в эмоциональном и интуитивном опыте, это было правдой. Я выкупила мир.

Чем мне пришлось заплатить за него? Тем ли нерожденным сыном, которого обещал мне двадцатилетний мальчик, целуя руки в холле рижской гостиницы; душевным ли покоем; разнообразными ли несостоявшимися удачами или многим другим, чего дома не знаешь?

Помилуйте, какая разница?
Помните финал "Жертвоприношения" у Тарковского?

Ну, да, расплата и всякая такая штука. Иаков и его ангел.
Ерунда это все.
Мир-то спасен.



(Post a new comment)


[info]aksion_esti
2008-07-02 11:56 pm UTC (link)
Спасибо Вам, Ксюша.
За воспоминание. И за спасённый мир.
Последнее - без иронии.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 12:00 am UTC (link)
Я старалась :)
Хороша бы я была, если бы нам с Вами пришлось жить в мире, где убивают таких чистых детей. Уф... Бр-р... Страшно подумать.
Мне повезло, что все так хорошо кончилось.

Спасибо, что Вы меня поняли :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]aksion_esti, 2008-07-03 12:17 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 12:26 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]aksion_esti, 2008-07-04 12:52 pm UTC (Expand)

[info]si_minor
2008-07-03 03:45 am UTC (link)
Вы прекрасно пишете,очень пронзительно.
История эта просто кровь леденит.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 05:37 am UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this)(Parent)


[info]vatslav
2008-07-03 04:34 am UTC (link)
Наутилус все-таки не попса. :)

(Reply to this)(Thread)(Expand)


[info]fesma94
2008-07-03 04:36 am UTC (link)
+1 ! Если бы вся попса такой была ...

(Reply to this)(Parent)

(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 05:39 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]vatslav, 2008-07-03 06:03 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 06:07 am UTC (Expand)
Гуд бай, Америка! или О силе молитвы. Специально для <a hre - [info]ogreshin, 2008-07-03 06:25 am UTC (Expand)
Re: Гуд бай, Америка! или О силе молитвы. Специально для <a - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 06:30 am UTC (Expand)

[info]alpaca
2008-07-03 05:40 am UTC (link)
Не-ве-ро-ятно - и одновременно обыденное такое чудо.
Спасибо Вам снова и снова, в том числе и за возвращённую надежду.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 05:51 am UTC (link)
Да, это такой опыт, после которого довольно сложно сказать "А что я могу сделать?".
Думаю, он сыграл немалую роль в моей перемене профессии потом.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]alpaca, 2008-07-03 12:20 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 12:25 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]alpaca, 2008-07-03 12:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 12:34 pm UTC (Expand)

[info]amypp
2008-07-03 06:09 am UTC (link)
да, сильно.
благодарю Вас.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 06:30 am UTC (link)
Рада Вас видеть :)

(Reply to this)(Parent)


[info]halina
2008-07-03 06:19 am UTC (link)
Блин. Для меня ужасна эта игра чувством. Жестокие кавказские любовные игры, я узнаю их трагический привкус. Но, какое дело было этому другу, зависть, что?.. :(

Про сакральные переживания отношения с Богом и миром, тоже понимаю... в целом, конечно.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 06:34 am UTC (link)
Ну, при чем тут Кавказ...
Так же точно мог бы поступить и русский молодой человек. Просто у него-то как раз была биография прямо противоположная - он к тому времени уже видел в жизни все, даже то, чего видеть нельзя. Ему эта светлая поэзия показалась смешна, вот он и посмеялся. Он же тоже был очень молод и по-своему еще глуп.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]halina, 2008-07-03 06:38 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 06:43 am UTC (Expand)

[info]a_sch
2008-07-03 06:26 am UTC (link)
Ох ты ...

Спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 06:34 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)

чудно )
[info]samisen
2008-07-03 06:59 am UTC (link)
Вы прямо Лев Шестов )

(Reply to this)(Thread)

Есть такое дело, да :)
[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 07:05 am UTC (link)
...с примесью рабби Менахема-Мендла из Коцка.
Два любимых персонажа, да.

(Reply to this)(Parent)


[info]an_lan
2008-07-03 07:02 am UTC (link)
Еще когда читала твой текст, в голове крутилось "Жертвоприношение". На данный момент, наверное, это для меня самый сильный фильм Тарковского. Ты хорошо написала. Вообще, я очень рада, что ты пишешь, а не цитируешь :)

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 07:40 am UTC (link)
Анечка, дорогая, ты меня вообще хорошо понимаешь :)

Писать или цитировать... Помнишь, я тебе уж говорила когда-то: если есть что написать, то я напишу - как тот мальчик, который до четырех лет не говорил, потому что не было нужды, а потом сказал, что котлета не прожарена.
- А раньше почему не говорил?
- Раньше была прожарена.

(Reply to this)(Parent)


[info]majes_ta
2008-07-03 07:31 am UTC (link)
сижу и реву.

А попса действительно пуста. Даже, скорее, черная дыра. Засасывает стремящихся.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 07:50 am UTC (link)
Спасибо :)
Правда, спасибо.

(Reply to this)(Parent)


[info]zetot
2008-07-03 08:45 am UTC (link)
Вы написали гениальную Притчу. Эту Притчу можно бесконечно долго думать и изучать.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 08:48 am UTC (link)
Спасибо Вам :)
Но это не я ее написала.
Более того: думаю, что во многом это она меня написала.
Во всяком случае, без нее я была бы совсем другим человеком.
И уж точно не смогла бы никого вылечить.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]zetot, 2008-07-03 10:22 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 10:25 am UTC (Expand)

[info]wvlad
2008-07-03 09:33 am UTC (link)
Старого циника от Ваших постов третий день улыбает.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 09:35 am UTC (link)
Спасибо, милый циник :)

(Reply to this)(Parent)


[info]aksik
2008-07-03 09:37 am UTC (link)
спасибо! про время - очень правильно :) его нет :)

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 09:42 am UTC (link)
Рада, что Вы это тоже знаете :)

(Reply to this)(Parent)


[info]gloomov
2008-07-03 09:48 am UTC (link)
.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 09:51 am UTC (link)
!

(Reply to this)(Parent)


[info]lupandin
2008-07-03 10:30 am UTC (link)
Я не могла больше жить в мире, где накануне свадьбы убивают женихов, сохраняющих девственность для невесты, где убивают музыкантов, где просто убивают детей.

- Но жить все-таки надо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 10:32 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]genka
2008-07-03 10:52 am UTC (link)
Верю.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 10:56 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]ave_now
2008-07-03 11:47 am UTC (link)
дааааа. сильный опыт. спасибо :-)

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 12:26 pm UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]rezerv_sb
2008-07-03 02:22 pm UTC (link)
Да, очень пронзительно и красиво! И я по прежнему восхищаюсь Вашим мужеством. В 21 год, возможно, у вас не было иного пути собирания собственного мозга из осколков...Свойства времени и действенность метода я ни на йету не подвергаю сомнениям так же. Да, - вы спасли Мир! Мир в своей собственной башке.

Мне хочется сказать и о другом: родители, близкие, учителя - они, к сожалению, часто не понимают, какую страшную цену приходится платить их детям, за прорыв критической массы конфликта систем, которую они помогают им накапливать. Ведь смерть этого мальчишки - была всего лишь последней каплей...

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 02:32 pm UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]person75
2008-07-03 02:28 pm UTC (link)
даа...

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 02:32 pm UTC (link)
(вкрадчиво)
Понравилось?

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]person75, 2008-07-03 02:34 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 02:36 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]person75, 2008-07-03 02:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-03 02:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]person75, 2008-07-03 02:47 pm UTC (Expand)

[info]shrodinger_cat
2008-07-03 06:05 pm UTC (link)
Поразительная - и пронзительная - история. Спасибо.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-03 09:03 pm UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]gelutka
2008-07-03 11:45 pm UTC (link)
Ксения, дорогая!
Какая же Вы удивительная женщина. Я прочла еще утром, но ТАК была потрясена, что ничего не написала. Просто нсила это в себе целый день.
К тому же, я ЗНАЮ о чем Вы. И о времени.
А потом вернулась домой и - http://kilgor-trautt.livejournal.com/123821.html?#cutid1
Прочтите. Это о том же. Только иначе.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-04 06:47 am UTC (link)
Да, это о том же. Спасибо за ссылку. Очень хорошая история.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]kilgor_trautt, 2008-07-04 06:54 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-04 07:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]kilgor_trautt, 2008-07-04 08:36 am UTC (Expand)

[info]sashulcha
2008-07-04 12:58 am UTC (link)
И девочка та, и тот паренек.. :)
Спасибо!

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-04 06:47 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]jedynka
2008-07-04 02:14 am UTC (link)
Спасибо.
...И все равно ведь какие-то вещи понять — вместить — не удается. Самое большее принять как данность.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-04 06:52 am UTC (link)
Понимаете, не то чтобы я никогда не видела несправедливости и несчастья, которое меня потрясало бы своей несправедливостью. Видела - и еще как. И ничего не могла сделать. И - да, принимала, смирялась.

Но в этой смерти для меня как-то сконцентрировалась вся несправедливость этого мира, все концлагеря и раковые больные. У меня было такое чувство, что если я не сделаю какое-то сверхчеловеческое душевное усилие, то все пропало.

А Бог не допускает, чтобы все пропало.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]jedynka, 2008-07-04 07:52 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-04 09:12 pm UTC (Expand)

[info]pop_roman
2008-07-05 10:30 am UTC (link)
.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-05 10:35 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]v2203
2008-07-17 07:54 pm UTC (link)
Даа... "кризис непонимания" - это сильно.
А главное, что на самом деле происходило и зачем... Вам должно быть понятно, зачем и почему, но явно неспроста. Такие события редко бывают без смысла.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-07-17 09:26 pm UTC (link)
А Вы знаете смысл :)?
Я, например, не знаю. У смысла есть столько вариантов, зачастую прямо противоположных, что знание смысла кем бы то ни было меня только пугает - оно означает, что человек не видит другой возможности прочтения событий.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]v2203, 2008-07-18 05:43 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-18 09:03 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]v2203, 2008-07-18 11:40 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]xenia_mikhailov, 2008-07-18 11:54 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]v2203, 2008-07-18 12:10 pm UTC (Expand)
<