Ксения Михайлова (Богословская) ([info]xenia_mikhailov) wrote,
@ 2008-02-12 09:49:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:история

Истории о царе Иване Васильевиче.


Иван Васильевич (прозванный Грозным) был хорошим государем, но много имел странностей.


Однажды он пришел к своему дьяку и подал ему бумагу, в которой просил его, чтобы он сделал одолжение, заготовил к назначенному времени 200000 человек войска со всем нужным оружием; потом прибавил, что он очень ему будет благодарен и будет молиться за его здоровье, и подписался: Твой покорный слуга, Ванька Московский. С этим войском завоевал он царство Казанское, простирающееся вниз по реке Волге на 1000 верст, Астрахань, находящуюся в двух тысячах верстах, и Сибирь — в трех тысячах верстах, заслуживающую имя лучшего цвета Русской империи. Иван Васильевич был любим народом, потому что с ним обходился хорошо, но жестоко поступал с своими боярами. У него был жезл с острым наконечником, который он иногда, во время разговора, вонзал своим боярам в ноги, и если они выносили удар, не вздрогнув, то оказывал им после большое предпочтение.

Однажды послал он в Вологду за меховым колпаком и наложил на ее жителей пеню за то, что прислали этот колпак не в надлежащую меру.

На одном празднике он делал различные шалости, которым некоторые голландки и англичанки засмеялись; заметив это, он велел привести их во дворец и приказал в своем присутствии в одной большой комнате рассыпать перед ними четыре или пять мешков гороху и заставил их все подобрать. Когда они кончили эту работу, он напоил их вином и сказал, чтобы они были осторожнее и впредь не смели смеяться в присутствии императора.

Он послал однажды в Казань за одним дворянином, имя которого было Тарас Плещеев, а воевода, не расслышавший приказания, подумал, что он велел привести полтораста плешивых людей, потому что его имя сходно было звуками с словом полтораста. Итак, собрав 80 или 90 человек плешивцев, воевода поспешно отправил их, извиняясь, что больше не мог найти в одной области. Увидя такое множество плешивых, император перекрестился от удивления; наконец, когда один из присланных подал ему бумагу, он спросил у своего дьяка: что он писал к воеводе? Дьяк показал список с письма, и таким образом ошибка открылась. Поив плешивых три дня допьяна, царь отослал их назад. Когда жаловались на другого воеводу за то, что он в виде взятки принял гуся, наполненного червонцами, царь, казалось, не обращал внимания на жалобу; но проходя однажды мимо Пожара, открытой площади, сходной с Смитфильдом, на которой обыкновенно бывают казни, он велел палачу отрубить этому воеводе руки и ноги и спрашивать при каждом ударе: «Вкусен гусь?»

Он очень желал жениться на королеве Елизавете и очень хорошо расположен был к англичанам. Однажды, боясь заговора, он укрепил Вологду, перевез туда все свои сокровища и, как некоторые думают, хотел в случае крайности бежать в Англию. Этому императору Москва обязана самыми красивыми своими зданиями.

Иван Васильевич велел одному французскому посланнику пригвоздить шляпу к голове. Сир Иероним Баус, который вскоре после того приехал сюда в качестве нашего посланника, явился перед царем в шляпе; и когда он с гневом спросил у него, знает ли он, как наказан был французский посланник, сир Иероним отвечал: «Тот посланник был представителем малодушного французского короля, а я посол непобедимой королевы английской, которая не обнажает головы ни перед одним государем и будет уметь отмстить за обиду своего представителя». «Взгляните на него! — сказал Иван Васильевич своим боярам. — Вот молодец! Он смело говорит и действует за свою государыню; кто же из вас для меня то сделает?» Эти слова навлекли зависть на сира Иеронима, и придворные уговорили императора, чтобы он дал ему объездить дикую лошадь. Сир Иероним исполнил приказание, так утомил лошадь, что она мертвая пала на землю, и потом спросил у его величества, не нужно ли объездить еще нескольких диких лошадей. Император после очень уважал его, потому что любил таких удальцов.

Когда Иван ездил осматривать свое государство, многие простолюдины и дворяне подносили ему дары. Один честный лапотник, который плел лапотки и продавал по копейке пару, не знал, что поднести царю, и просил у жены совета: «Поднеси пару хороших лапоток», — сказала она. — «Это не редкость! — отвечал он, — а есть у нас в саду огромная репа. Мы поднесем ему эту репу, а вместе и пару лаптей». Как сказано, так и сделано. Император очень милостиво принял подарок и, износив сам одну пару лаптей, заставил всех дворян покупать у крестьянина лапти по пяти шиллингов пару. Это составило крестьянину состояние, он начал торговать и скоро так разбогател, что оставил после себя значительное имение. Потомки его получили дворянское достоинство и называются теперь Лапотскими. Есть одно дерево, подле которого стоял прежде дом его и на которое проходящие бросают свои старые лапти в память этого лапотника; это обыкновение до сих пор еще ведется.

Один дворянин, видя, что такая награда получена была за лапоть, хотел также получить (награду и еще значительнее) за хорошего коня. Но царь, угадав его намерение, подарил ему взамен ту большую репу, которую получил прежде, и таким образом заставил всех над ним смеяться.

Переодевшись однажды, Иван просил ночлега в одной деревне, невдалеке от города, и никто не хотел принять его, кроме одного бедняка, жена которого мучилась тогда родами и родила в то самое время, как царь был у ее мужа. Царь на другой день до свету ушел и обещал своему хозяину хороших кумовьев. Исполняя данное слово, он вскоре явился со множеством бояр и, богато наградив своего хозяина, сжег всю деревню, кроме его дома, советуя жителям быть вперед гостеприимнее, и сказал им: «Вы отказали страннику в приюте, за то сами теперь должны искать пристанища и скоро узнаете, каково спать на снегу зимою».

Иногда он переодетый приставал к шайке воров и советовал им однажды обокрасть казнохранителя. «Я, — говорил он, — покажу вам дорогу». Но один из воров занес кулак и сказал, ударив его по лицу во всю руку: «Негодяй! Как ты смеешь предлагать нам ограбить нашего государя, который до нас так милостив? Лучше ж мы обокрадем какого-нибудь богатого боярина, который сам расхищает казну царскую». Иван очень доволен был его поступком, расставаясь, обменялся с ним шапкой и велел ожидать себя на дворцовой площади (через которую император часто проходил). «Там, — сказал он, — я поднесу тебе добрую чарку водки и меду». Вор пришел в назначенное место, и царь, увидев его, подозвал к себе, советовал вперед не воровать, отличил его при дворе и употреблял впоследствии для открытия воровских шаек.

Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу в Лондоне.



(Post a new comment)


[info]varana
2008-02-12 08:12 am UTC (link)
Русский Гарун-аль-Рашид.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 08:40 am UTC (link)
Да, с той только разницей, что русский народ таким образом, в отличие от Гарун-аль-Рашида, прославляет садиста и изувера.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]varana
2008-02-12 08:54 am UTC (link)
Не так давно читала статью о Петре Первом - тоже был хорош в этом смысле.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 03:58 pm UTC (link)
Это дело известное :)
Вообще, в России всегда романтизировали так называемых сильных правителей (т.е. в большинстве своем душевнобольных тиранов), а те, при ком народ мирно жил и государство тихо процветало, оставались неинтересны истории - как же, никакого ведь "размахнись рука..."

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]varana
2008-02-12 04:06 pm UTC (link)
Екатерина 2 была, вроде, успешной царицей. Воевали тогда, конечно, но кто не воевал?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 09:22 pm UTC (link)
Разве народ ее любил как Петра?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]varana
2008-02-12 09:46 pm UTC (link)
По-моему, простой народ Петра как раз не любил. Называл "Антихристом". Полюбили его позже - западники.
Екатерина - "матушка-императрица".
Впрочем, оценить сейчас народную любовь трудно. Не так уж много свидетельств. При ней всё же пугачевщина была - не от большой любви.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 09:51 pm UTC (link)
А матушкой любую царицу называли, как и царя - батюшкой :)

(Reply to this)(Parent)


[info]rezerv_sb
2008-02-12 10:10 am UTC (link)
Он от этого не стал плохим царем.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 04:01 pm UTC (link)
А что именно хорошего Вы в нем находите?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Хорошего?
[info]rezerv_sb
2008-02-12 05:07 pm UTC (link)
Консолидировал русские земли. Был талантливым организатором, реформатором и военноначальником. Грозным были приняты некоторые законы, которые отменили только при Ельцине. Не уверен, но кажется их вновь вводят - госмонополию на алкоголь и экспорт пушнины.
Опритчина, опять же... В смутные времена - то, что надо. У меня вообще есть ощущение, что он из другого времени пришел. Воплотился из нашего с Вами настоящего с памятью о прошлой жизни.
Что касается садизма, резких перепадов настроения, любвиобильности - ну должна же у столь яркой личности быть "обратная сторона"? Как без этого?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Хорошего?
[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 09:23 pm UTC (link)
То есть Вы считаете достоинствами то, что он был завоевателем и вводил репрессивные меры?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Хорошего?
[info]rezerv_sb
2008-02-13 09:16 am UTC (link)
C исторической и государственнической точки зрения - да. Кроме того, Иван Грозный был фактически первым русским законотворцем, который прекратил беспредел боярской вольницы, тем самым частично "раскрепостив" простой народ. До 1917 года к его усыпальнице приходили с просьбами о заступничестве в тяжбах и судах... Кстати, на многих его изображениях есть нимб, и действительно, вопрос о его канонизации поднимался не раз.

Кстати, Давлета никто не завоевывал. Он сам пришел. Немцев и ливонцев так же, - никто не звал!

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Хорошего?
[info]xenia_mikhailov
2008-02-13 11:41 am UTC (link)
ОК, я поняла Вашу точку зрения.

(Reply to this)(Parent)


[info]donor_darom
2008-02-12 08:37 am UTC (link)
Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 08:41 am UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]donor_darom
2008-02-12 09:04 am UTC (link)

http://www.keston.org.uk/russia/articles/oct2005/03Knorr.html

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 04:00 pm UTC (link)
Батюшки-светы...
Тогда и Сталина канонизировать! И Гитлера!

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]donor_darom
2008-02-12 05:47 pm UTC (link)
А и Сталина кто-то из этой публики предлагал канонизировать. Насчет Гитлера, правда, не слышал.

Кого еще не успели охватить канонизацией: Чикатило, Бокассу, Джека-Потрошителя?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 09:24 pm UTC (link)
Нет, ну это уж другая компания. Стилистика не та.
Гитлера им для компании недостает, именно Гитлера. И Ленина.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]donor_darom
2008-02-13 07:56 am UTC (link)
да, в общем-то, одна садо-мазо компания.

Только одни покупают наручники и хлысты в секс-шопе, а другие казенными пользуются. И норовят вовлечь в свои забавы тех, кто вовсе этого не желает.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-13 11:42 am UTC (link)
Не скажите, не скажите! Типологическая разница - серийный убийца или массовый убийца.

(Reply to this)(Parent)


[info]petrark
2008-02-12 05:21 pm UTC (link)
Иван Грозный, за свирепость прозванный Васильевичем :-)

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-02-12 09:25 pm UTC (link)
;)

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…