Ксения Михайлова (Богословская) ([info]xenia_mikhailov) wrote,
@ 2008-01-14 23:51:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:душеполезное, кино, концерты и прочее тому подобное

Операция на сердце или Кем ты являешься?


Начну с того, что фильм о рабби Шломо Карлебахе можно было сделать более трогательным. И нужно было. Этот фильм непременно должен был быть очень трогательным, потому что замечательно трогательным был сам его герой.

Продолжу же тем, что посоветую вам, милые мои друзья, все-таки посмотреть фильм "You Never Know" Боаза Шахака. И особенно посоветую посмотреть его тем, кто совсем ничего не знает о рабби Карлебахе, и кто никогда не встречался с его последователями.


Красной нитью через весь фильм проходит мысль о том, что рабби Карлебах был настоящим ортодоксом, человеком ешивы, и что он проповедовал тем, кто не мог его достаточно понять. Признаться, слова эти меня изумили.

Почему? Потому, что я уверена: те, кто пришли в хасидизм, благодаря Карлебаху, не обеднили, а обогатили его.

Представьте себе 1966 год, Сан-Франциско. Улицу, по которой течет сплошной поток хиппи - молодых людей, пьяных, накачанных наркотиками, впавших в экстатическое состояние от толпы, от общества себе подобных, от вседозволенности, вырвавшихся уже наконец из-под власти общества и желающих так немногого: sex, drugs, rock'n'roll. Навстречу этому потоку идет немолодой человек в кипе - Карлебаху в то время был уже 41 год, не забывайте, он принадлежал к ненавистному для хиппи поколению родителей - он обнимает встречных и приглашает на субботу. Это не метафора, как вы могли бы подумать, он по-настоящему туда ходил и это делал.

Что тут поразительнее всего? То, что они пришли? То, что они остались, позабыв sex, drugs, rock'n'roll? Или то, что он воспринял благословение ребе на эту миссию слишком всерьез, полюбил хиппи и остался с ними, за что ортодоксальная среда жестоко отомстила ему ("меня вышвырнули, но я не вышвырнулся", - сказал Карлебах)?

Поразительно тут все, как и в истории любых подобных общин тех времен. Движение хиппи несло в себе много настоящего, здорового и живого, много такого, чего недоставало ортодоксии любых религий, но все это напрочь разрушал образ жизни - sex, drugs, rock'n'roll. Праведники, сумевшие, подобно Карлебаху, не побрезговать грязью и мутью, смогли сохранить, очистить и вырастить зерно любви и свободы, которое увидели в движении хиппи, и привнести струю свежего воздуха в традицию. Что же может быть ближе хасиду?

Но рабби Карлебаху приходилось, тем не менее, защищаться от нападок со всех сторон.

- Как же так, у вас юноши и девушки танцуют вместе, обнимаются, прикасаются друг к другу. Это не по-еврейски!
- Ты прав, мой святой брат, - отвечал поющий рабби, - Но представь себе операционную, куда привозят умирающего для операции на открытом сердце. Врач смотрит на него и говорит: сердце, конечно, важно, но начнем-ка мы с ногтей, у больного ногти не в порядке. Так же и тут. Мы теряем поколение наших детей. У них поражено сердце, оно оторвано от Создателя - неужели я стану заниматься ногтями?

И он не занимался ногтями, принимая всех - бродяг, нищих, интеллектуалов, прошедших через наркотики, ешиботников, ставших агностиками. А у многих из них ногти были - о ужас! - даже грязными. Я смотрела на них и слушала их рассказы о рабби Карлебахе - и думала о том, что рассказам этим чего-то недостает. Чего-то они не умели выразить, говоря о том, как он обнимал всех и каждого, как глубок был в знании Торы, как заставлял душу и тело танцевать, несмотря на музыкальную примитивность своих нигуним, как... Чего-то там недоставало, в этих словах. А лица светились отраженным светом - что-то они пережили, эти люди. Что-то важное, что-то главное. И в их простоте была глубокая и самая что ни на есть настоящая хасидская правда.

Очень жалко, что так мало времени и внимания в фильме уделено израильским последователям поющего рабби - тем самым, от которых я, собственно, и узнала о нем. Жалко потому, что тут больше всего проросли семена всего того прекрасного, что было в движении хиппи - стоит только посмотреть на бесстрашных девушек в юбках, подметающих мостовую, и в веревочных сандалиях, с рюкзаками в половину собственного роста, на девушек, с одинаковой радостью путешествующих тремпом по территориям или идущих ночью к Стене, на их женихов, к месту и не к месту поминающих,что быть всегда веселым - это заповедь, на всю эту цветную, вечно поющую и смеющуюся толпу... Как тут не вспомнить хиппи? Да, но это другие хиппи - это новая здоровая ветвь, у которой отрезали ядовитые шипы и привили ее к старому дереву.

Рабби Карлебах цитирует в этом фильме "Зогар". "Есть два вопроса, - говорит он, - Чем ты являешься? и Кем ты являешься? Когда мы спрашиваем ближнего Чем ты являешься? - белым или... зеленым, евреем или неевреем - то этот вопрос разрушает мир. Когда мы спрашиваем Кем ты являешься? - этот вопрос создает мир. Когда мы спрашиваем Создателя Чем ты являешься?, то Он молчит. Когда мы спрашиваем Его Кем ты являешься?, то Господь отвечает".



(Post a new comment)


[info]jaljustrelka
2008-01-15 12:10 am UTC (link)
Спасибо!
Особенное спасибо за последний абзац!
Сегодня интересная ночь - Ваш - уже третий пост у меня в ленте на чем-то близкие темы.
Я первый раз услышала о рабби Карлебахе сейчас от Вас и очень благодарна Вам. Мне приятно, что был такой человек.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 09:05 am UTC (link)
Да, он был очень интересным и очень неоднозначным человеком. Я не могу сказать, что оцениваю его деятельность положительно или отрицательно, как и вообще все движение хиппи. Скажем так: он, с моей точки зрения, является настолько же частью движения хиппи, насколько частью движения обновления иудаизма. Хорошо это или плохо? Думаю, что это ни хорошо, ни плохо (и хорошо, и плохо). Это просто было, это часть истории.

(Reply to this)(Parent)


[info]lamerkhav
2008-01-15 12:20 am UTC (link)
Рабби Шломо Карлебах оставил очень непростое наследие, особенно в том, что касается его связей с женщинами. Я встречал тех, из его последовательниц кто душевно и физически постарадал от его почти паталогической страсти приставать к женщинам. Вот тут статья по теме.
http://www.rickross.com/reference/lubavitch/lubavitch12.html

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 10:00 am UTC (link)
Спасибо за ссылку. Да, это очень логичный аспект ситуации. Оставим в стороне тот факт, что статья написана под эгидой ортодоксальной организации, которая не признавала рабби Карлебаха, и примем все написанное на веру (просто потому, что это очень укладывается в образ - если всего этого не было на самом деле, то это стоило бы придумать).

У такой ситуации было столько предпосылок, что было бы удивительно, если бы она не развилась. Прежде всего, чисто человеческая сторона дела - Карлебах вырос в ортодоксальной среде, где напряжение между полами очень сильное и поддерживается в таком состоянии все время, а попал к хиппи 60-х годов, в самое сердце сексуальной революции, насквозь пропитанной свальным грехом.

Понятно, что подобный перепад не мог не подействовать на него. И не только в том смысле, который упоминается в статье - множество искушений - но и том смысле, что шаткость моральных норм в отношениях между полами была им пережита на личном опыте. Не будем все-таки забывать, что человек может отступить от того, что он раньше делал, только на некоторое расстояние, так что бывшие хиппи, в прошлом принимавшие участие в оргиях, смотрели на все, что меньше оргий, уже как на мелочи, а рабби, живший с ними общей жизнью и видевший, что они от этого не перестают быть живыми и любящими людьми, постепенно пропитывался этим духом.

Кроме того, само влияние Карлебаха было эротическим - без этого никакие хиппи на ним не пошли бы. Что такое эрос? Это энергия соединения. А движение хиппи как раз и было движением протеста против слишком взрослого, слишком рационального и дифференцированного мира, движением за возвращение к внутриутробному блаженству, экстатическому слиянию всего со всем, к возможно полному отключению личности.

Карлебах сделал простую вещь - показал своим подопечным, что существуют религиозные практики, отключающие личность не хуже наркотиков и приводящие к чувству полного слияния с миром и растворения в нем, то есть насквозь эротическому чувству. Об этом в фильме есть целый эпизод: человек принял ЛСД и ощутил растворение в мире и единство с Создателем, а потом пришел на молитву Карлебаха и пережил то же самое - то же самое внутриутробное блаженство. Так могло ли все это не иметь эротической окраски? Кстати, думаю, что сам Карлебах был далеко не единственным, на кого эти служения действовали непосредственно возбуждающе, просто поведение его хасидов так активно не обсуждается.

Ну, и конечно роль руководителя секты, харизматического лидера, для которого все его хасиды - своя семья, за которую он ответственен, все женщины - родные, которых он любит, опекает, защищает и... оплодотворяет. Редкая секта обходится быз этого.

И так далее. Писать на эту тему можно очень долго.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lamerkhav
2008-01-15 02:35 pm UTC (link)
Спасибо. Я их по жизни не люблю всех этих "отцов семейств". Шломо Карлебах - несомненно талантливый человек, но если питать вдохновение таким образом...

Единственно - сайт этот резко анти-хабад, а не религиозный. И второе - журнал "Лилит", откуда статья - это флагман евейского феминизма многие годы.
Вы себе предтставляете, что верующие назвали журнал "Лилит" :-)

Взгляните у меня здесь Вернуться за Лилит

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 03:08 pm UTC (link)
Смотрите, морально это можно оценивать, но вряд ли это кому-то поможет. Брезгливость это вызывает и у меня, но это опять же факт моей личной биографии, у меня вообще коммунальный образ жизни вызвает спазмы в желудке, которых не бывает даже при осмотре гнойных ран. Если же рассматривать Карлебаха как явление из истории духовной жизни, то там можно обнаружить много интересного и полезного. Он сделал много добра.

Про Лилит я тоже как-то не поняла, просто ссылка выкинула меня на сайт ХАБАДа, когда я захотела найти другие статьи того же автора - только сейчас я заметила, что там и статьи на ту же тему, вот почему ХАБАД.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lamerkhav
2008-01-15 03:20 pm UTC (link)
Вы правы. Он - несомненно феномен культурной жизни. Я бывал у него в шул несколько раз еще в 70-е. Я тогда ходил с девочкой,из его последователей, она мечтала стать раввином, а у него женщины играли большую роль в службах, так нигде не было в те годы, даже у реформистов.
Магнетизм там был какой-то жуткий, я чувствовал себя неуютно, ерзал, мне хотелось уйти. Я и сейчач, когда слушаю его записи, то вспоминаю о том неудобстве.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 03:26 pm UTC (link)
Это не магнетизм жуткий, это Вам от магнетизма жутко сделалось :) Мне бы тоже стало нехорошо. А кому-то становится хорошо. Есть такой гомеопатический симптом - желание быть загипнотизированным.

(Reply to this)(Parent)


[info]levchin
2008-02-01 06:43 am UTC (link)
Прекрасная статья, много важнейших деталей, спасибо! Правда, существует и другое прочтение истории сотворения человека: Адам сначала был Андрогином, поэтому и сказано: сотворил человека, мужчину и женщину... - а затем был разделен на два существа. Возможно, стоило бы указать этот вариант в примечаниях.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lamerkhav
2008-02-01 07:35 am UTC (link)
Спасибо. На то и обсуждения, чтоб указать все версии, о которых автор мог и не слыхать. Я как раз уезжаю, авернусь в конце месяца, вывешу статью у себя в ЖЖ и буду рад любым замечаниям.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]levchin
2008-02-01 04:25 pm UTC (link)
Если не возражаете, я дам на неё линк у себя уже сейчас.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lamerkhav
2008-02-01 05:26 pm UTC (link)
разумеется, давайте

(Reply to this)(Parent)


[info]rezerv_sb
2008-01-15 10:40 am UTC (link)
Душеполезное - это Вы хорошо определили)

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 01:39 pm UTC (link)
:)

(Reply to this)(Parent)


[info]prokaznick
2008-01-15 01:09 pm UTC (link)
Этот фильм где-то качается?

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 01:40 pm UTC (link)
Не знаю, я его в Синематеке смотрела.
Все где-нибудь да качается :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ben_azzaj
2008-01-15 06:53 pm UTC (link)
Попытка найти через Мула выдала кучу фильмов с аналогичным названием, большей частью порнухи. Кажется, это не то, что имелось в виду под эротизмом.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 07:08 pm UTC (link)
Прекрати флудить и веди себя прилично!
И вообще, спи иди. Это у тебя от сонливости.

(Reply to this)(Parent)


[info]ben_azzaj
2008-01-15 06:50 pm UTC (link)
Желания быть загипнотизированным у меня нет, а вот к Карлебаху и его последователям отношусь очень хорошо - в том числе, из-за его эротизма, вполне свойственного Ветхому Завету. И при личном общении не возникало загипнотизированной толпы, просто было очень классно. Спасибо за пост.

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-15 07:09 pm UTC (link)
Ты на свой юзерпик посмотри - сразу поймешь, почему он тебе так близок :)

(Reply to this)(Parent)


[info]ne_zametil
2008-01-24 10:00 am UTC (link)
мне Шломо Карлебах запомнился как удивительно обаятельный и ЖИВОЙ человек. в самом бытовом -общечеловеческом смысле этого слова. притом, что я, вообще, человек не слишком религиозный, и уж точно никак не связанный с иудаизмом. но мне нравилось, как он пел и он сам! :))

(Reply to this)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-24 11:39 am UTC (link)
А Вы его знали лично? Не расскажете ли поподробнее?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ne_zametil
2008-01-24 01:27 pm UTC (link)
я случайно с ним пересеклась. он приезжал в москву. вероятно, я ему понравилась и он провел меня с приятелем на свой как бы концерт в дом молодежи, а потом пригласил в еврейский центр, где всё это продолжалось до глубокой ночи. писать я не мастак, но чувство нежности к нему сохранилось до сих пор.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]xenia_mikhailov
2008-01-25 06:00 am UTC (link)
Спасибо :)
Да, я так и думала, что он должен был вызывать очень эмоциональную реакцию.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…